Содержание • Мы и наши родители (Ю. Никитина) • Часть 1. ТАК МЫ НАЧИНАЛИ ("Правы ли мы?", 1963 г.) • От авторов • Под одной крышей • Холод - доктор, холод - друг • А КАША ТУТ НИ ПРИ ЧЕМ • "Плохая" мама и "хорошая" бабушка • Без ходунков • "А КИРПИЧ ВКУСНЫЙ?" • Горячий чайник в роли учителя • СООБРАЗИЛ! • ПРО ШТАНИШКИ • И поесть спокойно не дадут! • ЗАБОТЛИВЫЙ НАШ СЫНИШКА • ПОМОЩНИК НЕ В ШУТКУ, А ВСЕРЬЕЗ • В БАБУШКИНОМ "РАЮ" • ПРИХОДИТСЯ РАСХЛЕБЫВАТЬ • Послесловие • Часть 2. ТАК МЫ ЖИЛИ ("Мы и наши дети", 1979 г.) • НАША СЕМЬЯ • ПРЕДСКАЗАНИЯ НЕ СБЫВАЮТСЯ • КАК МЫ НАЧИНАЛИ • Споры, ссоры • ТРУДНОЕ НАШЕ СЧАСТЬЕ • Главная забота - здоровье • ПЕРВЫЙ ЧАС, ПЕРВЫЙ ДЕНЬ • ПРОБЛЕМА ПЕЛЕНОК • ОН ГОЛОДНЫЙ! • Кормить ли ночью? • УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ РЕБЕНКА • ХОЛОД - ДОКТОР • КАК БЫЛО РАНЬШЕ • ХОЛОД - ДРУГ • Кормление плюс... • Воздушные ванны • И НА СОЛНЫШКО • Не заболей • Физкультура с пелёнок и... даже раньше • Гимнастика до рождения • Без специальных занятий • Ну-ка прыг из кроватки! • ЗАЧЕМ ПОЛЗАТЬ? • УЧИМСЯ ХОДИТЬ И ПАДАТЬ • "Всадники" и "кони" • ДВИЖЕНИЕ - ВСЕМУ НАЧАЛО • Малыш и те, кто с ним рядом • НА РУКАХ ИЛИ В КРОВАТКЕ? • ВНИМАНИЕ: ОПАСНОСТЬ! • МИР ПОЗНАЕТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО • ИГРЫ И ИГРУШКИ • ЗАЧЕМ ТАК РАНО? • БЕЗ МАМЫ ПЛОХО • Требуются бабушки и дедушки • Яблоко раздора • ОПРОКИНУТАЯ ЧАШКА • ЭТО Нельзя, А ЭТО Можно • И МАМУ НАДО ПОЖАЛЕТЬ • ДВИЖЕНИЕ, ДВИЖЕНИЕ, ДВИЖЕНИЕ • Если хочешь быть здоров • Без лекарств • НАС СПРАШИВАЮТ: А ЕСЛИ РЕБЕНОК ЧАСТО ПРОСТУЖАЕТСЯ? • "ПРОБЛЕМА" ПИТАНИЯ • НАША СПОРТИВНАЯ КОМНАТА • СИЛА, ЛОВКОСТЬ И ОСТОРОЖНОСТЬ • РЕЗУЛЬТАТЫ РАДУЮТ • ДЕТИ ПОШЛИ В ШКОЛУ И... • ЧТО МЫ СЧИТАЕМ ВАЖНЫМ • Как рождаются способности? • ГЛАВНОЕ - СВОЕВРЕМЕННОЕ НАЧАЛО • И ШИРОКОЕ ПОЛЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ • ЛЮБИМЫЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ • Что же такое развивающие игры? • ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ • ГАРАНТИЯ ОТ ПЕРЕГРУЗОК • ГЛАВНЫЙ ИТОГ - ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ • А ВНИМАНИЕ, УСИДЧИВОСТЬ, ДИСЦИПЛИНА? • И ТРУДОВЫЕ ОБЯЗАННОСТИ • "ХОЧЕТСЯ" И "НАДО" • ДЛЯ СЕБЯ ИЛИ ДЛЯ ДРУГИХ? • Микроскопические дозы? • "НИТОЧКА-НИКИТОЧКА" • На свои трудовые • И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ • ДЛЯ ЧЕГО ЧЕЛОВЕК ЖИВЕТ • И ДЕТИ НАС УЧАТ • КТО КОГО НАКАЗАЛ? • СПАСИБО, ОТЕЦ, ЗА НАУКУ! • СПОРЫ НЕ ССОРЫ • ЗАБОТА О ДРУГИХ • МИКРОБ ТЩЕСЛАВИЯ • Честь смолоду • ВОЛШЕБНАЯ СИЛА ИСКУССТВА • НАШИ СЕМЕЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ • О НАШИХ ОШИБКАХ (1988 г.) • КОВАРСТВО КОМФОРТА (Интервью с профессором И. А. Аршавским) • Часть 3. ЧТО МЫ УЗНАЛИ ("Ожидая малыша", "Первый день, первый год", 1978-1988 гг.) • Ожидая малыша • ПЕРВЫЙ ЧАС И ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ ЖИЗНИ • МОЛОКО МАТЕРИ • ПЕРВОЕ ПРИКЛАДЫВАНИЕ к груди • ЭТО ЧУДО ПРИРОДЫ - МОЛОЗИВО • ПОЧЕМУ ПРОПАДАЕТ МОЛОКО? • А ТЕПЕРЬ КОРОТКО О ГЛАВНОМ • Наш малыш в первый год • Современные опасности, угрожающие здоровью и жизни ребенка в первый год • НАШИ ПРОСЬБЫ К ВРАЧАМ И СЕСТРАМ РОДИЛЬНОГО ДОМА • НАШИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ РАБОТНИКАМ ДЕТСКИХ САДОВ • Часть 4. Б. П. Никитин. Ребенок способный не дар природы ("Гипотеза возникновения и развития творческих способностей", 1969 - 1985 гг.) • Что думают ученые о способностях • СПОСОБНОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ И ТВОРЧЕСКИЕ • Новая гипотеза • ГИПОТЕЗА ОБЪЯСНЯЕТ ФАКТЫ • ОПЫТ И ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗЫ • ШКОЛА И СПОСОБНЫЕ ДЕТИ • ДРУГИЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ПРАВИЛЬНОСТИ Гипотезы • ПОИСКИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СПОСОБНОСТЕЙ • Заключение • ЛИТЕРАТУРА • И ВНУКИ (Наблюдения дедушки и размышления бабушки)