Вот
одна из историй. Девочка пришла в школу прекрасно подготовленная. На
уроках ей было скучно: она уже умела и читать, и считать. Учительница
была ею довольна. Но мама беспокоилась, видя, что дочка в школе чем
дальше, тем больше привыкает не учиться, а валять дурака: пишет
кое-как, две буквы пропустила — и ладно, смысл где-то далеко...
Мама
привела дочку к детскому психологу. При первой встрече девочка сказала:
"Ну, я в классе самая умная..." — "Ты, конечно, самая умная, но почему
ты пишешь "тигар", когда в учебнике ясно написано "тигр"?
Девочка
впервые с некоторым интересом заглянула в свою тетрадку. До конца
учебного года раз в неделю вместо школы девочка ходила на занятия к
Ларисе Ивановне (в школе не возражали, отличница ведь), а поскольку
здесь были уроки индивидуальные, задания сложные, то отличница и
старалась, и вроде бы интерес к учебе вернулся. Так что же, вся беда в
том, что девочку готовили к школе?
Дурак
Другая
история. Мальчик — сообразительный, но очень непоседливый,
гиперактивный — к первому классу читать не научился. Первого сентября
он пошел в школу, а в октябре маме сказали: "Ваш ребенок останется на
второй год". Мама пришла в ужас и потащила сына к Ларисе Ивановне.
Ребенок не желал даже подходить к письменному столу, твердо заявляя: "Я
дурак, я никогда не научусь читать и писать". Это было главное, что он
усвоил за полтора месяца в школе.
Хитрая Лариса Ивановна
спорить не стала, только спросила: "Ты когда-нибудь видел взрослых, не
умеющих читать и писать?" Честно говоря, в наше время такое бывает. Но
мальчик из интеллигентной семьи ничего подобного не видел и ответил:
"Нет". "Ну, вот, — сказала Лариса Ивановна. — Значит, все научились, и
дураки тоже". После этого начались занятия. Во втором классе (уже
другой школы) мальчик учился, в общем, благополучно.
Первая несвобода
Понимаем
ли мы, насколько тяжело может быть в школе нашим первоклассникам? Даже
если учительница хорошая, даже если программа занятий интересная и на
уроках происходит творчество, а не вдалбливание правил. Все равно
первый класс — это трудно. Для многих это первая встреча с непреложной
обязательностью: прямо сейчас и только здесь, сорок пять минут подряд,
сидим тихо за партой, читаем эту книгу, рисуем палочки в этой тетрадке.
Так и никак иначе. А многие и в детский сад не ходили и, придя
из любящей семьи в школу, впервые столкнулись с системой, которая (в
отличие от родителей) не подстраивается под них, а жестко требует,
чтобы они подстроились под нее. Столкнулись с критикой, в том числе
резкой, а то и просто обидной и не всегда справедливой, которую нельзя
оспорить: не дадут слова.
Для многих детей первый класс — это
еще и первое "контрольное" сравнение себя с другими. Не просто, как во
дворе, сегодня я тебя обыграл в вышибалы, а завтра ты меня. Каждый день
в официальной обстановке тридцать человек делают одно и то же, и всех
оценивают: кто лучше, кто хуже.
Выдающиеся успехи
Как-то
раз, в начале учебного года, обратилась мама ученика-первоклассника:
мальчик не хочет ходить в школу, каждое утро — истерика. Ребенка
спрашивают: "Тебя учительница обижает?" — "Нет". — "Не нравится на
уроках?" — "Нравится". — "Дети как-нибудь обидно обзывают?" — "Нет". —
"Так в чем дело?" — "Не пойду, и все".
Лариса Ивановна, слово за
слово, помогла маме найти ниточку, за которую можно ухватиться, и вот
что в конце концов выяснилось. Первого сентября ребенок шел в школу с
твердой уверенностью, что он должен быть по всем предметам лучше всех.
А когда стали учиться, он оказался "четверочником". Стать сразу лучше
всех не получилось, и первоклассник решил: "Я хуже всех". Плакал по
утрам, не желая идти туда, где он "хуже всех"...
Мама потом
признала: "Наверно, это мы, взрослые, виноваты. Сами не заметили, что
настроили его так. Хотели от ребенка сразу выдающихся успехов". Выход
был найден: мальчик стал заниматься настольным теннисом и там наконец
добился своих выдающихся успехов, которыми не могли похвастаться
одноклассники. С комплексом было покончено.
Ребенку повезло: ему досталась любящая, внимательная мама, умеющая признавать свои педагогические ошибки, и редкостная школа.
Множеству первоклассников каждый год везет значительно меньше, и
школьная система оценок в кратчайшие сроки буквально несколькими
словами, как злой волшебник в страшной сказке, превращает их в пауков и
лягушек: был шустрый малыш — стал "дурак"; со скуки вертелся на уроках,
потому что быстрее всех справлялся с заданиями, — стал "хулиган и
двоечник"... Это опасность еще куда более грозная, чем то, что ребенок
проникнется отвращением к учебе: он рискует проникнуться неприязнью к
самому себе и ко всему белому свету, причем на долгие годы.
Увы,
не в наших силах быстро изменить существующую систему образования. Вряд
ли она избавится от своих пороков раньше, чем нынешние первоклассники
окончат университет. Поэтому наше дело сегодня — "разуть глаза", как
говорил мой любимый школьный учитель рисования, и внимательно смотреть
на своих детей, идущих в первый класс. Не прозевать их трудности, быть
готовыми им помочь. Помочь сделать математику и сложить ранец. Помочь
поверить, что жизнь продолжается, в ней по-прежнему есть место
велосипеду, кино и яблочным оладьям.